Бывший флагман Черноморского флота — крейсер «Михаил Кутузов»

Всем привет дорогие друзья! Данный пост собирался написать две недели назад, но из-за нехватки времени он публикуется только сегодня. Пост посвящается прошедшему 23 февраля, всех защитников отечества с праздником! Лучше поздно, чем никогда не поздравить! 😀 В своём путешествии по достопримечательностям Геленджика, в ожидании поезда до Екатеринбурга мы с женой отправились гулять по славному городу Новороссийску. Перед прогулкой по городу, выполнил домашнее задание, как описывал в статье про туристическую фотографию. И уже по прибытию в город знал на что посмотреть, и вот мы отправились тихим шагом к Крейсеру «Михаил Кутузов». Обо всём подробней читайте ниже.

Крейсер «Михаил Кутузов»

История и служба

Самой известной достопримечательностью города Новороссийска по праву считается крейсер-музей «Михаил Кутузов». В недалёком прошлом, был одним из самых сильных и хорошо вооружённых кораблей на Черноморском побережье. На данный момент крейсер встал на свою вечную стоянку в порту и функционирует как музей.

Крейсер построен по проекту 68-бис (классификация НАТО), одному из первых проектов, реализованных после Второй Мировой Войны. Крейсера вошли в топ 10 самых лучших боевых кораблей мира XX века и положили начало создания в СССР океанского флота. Это первые боевые корабли страны, которые вышли за пределы омываемых морями территории Советского союза.

Корабль был создан третьим по счёту кораблём в городе Николаеве на судостроительном заводе имени Н.И. Носенко следом за крейсерами «Адмирал Нахимов» и «Дзержинский». Построили его всего лишь за год, а спустя два года на нём торжественно подняли флаг, и зачислили в Краснознамённый Черноморский флот. Первым начал выполнять задания по боевой службе в Средиземном море и Атлантике, совершив в общей сложности 15 дальних походов. На крейсере подготавливались будущие командиры флотилий. С корабля выпустились примерно 70 капитанов первого ранга и около семнадцати адмиралов. А сколько с дружеским визитом заходил в иностранные порты во время дипломатических миссий, не счесть! Ладно, хватит историй, вперёд гулять по крейсеру! 🙂

Экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»

Заранее хочу попросить прощения у моряков и любителей военных кораблей, я не силён во всех морских терминах. Поэтому, если вы заметили, что что-то назвал не так, обязательно поправьте меня и я всё исправлю!

Начну с того, что просто так побродить по кораблю не получится, разрешают только в составе экскурсионной группы. И то, всё бегом, бегом… Толком всего и не рассмотрели. Но мне этого времени хватило сделать несколько фотографий как на самом корабле, так и внутри него. Перед тем, чтобы вас пустили по трапу на корабль, требуют собраться группой около 10-15 человек, и только тогда всех зазывают на корабль. Нам с женой пришлось подождать немного, но как только собралось нужное количество людей мы отправились на экскурсию.

Крейсер «Михаил Кутузов»

Оплатив билеты в кассе, всех сначала запускают на палубу, где дожидаемся экскурсовода и людей, которые ещё оплачивают за вход. Пока дожидались отставших, мы с женой время не теряли, сделали несколько фотографий орудий и кораблей, находящихся в порту Новороссийска. Как впервые побывавшим в порту, всё кажется необычным, и рука на затворе фотоаппарата работает почти без остановки! 😀

Отвлёкся от темы, немного поговорим об вооружении крейсера. На палубах установлены четыре башни МК-5-бис с тремя орудиями по 152 миллиметров каждое. Зарядка производилась автоматически при помощи элеваторов, по которым подавались снаряды. Всё приводилось в движение при помощи 23 электродвигателей в первых трёх башнях и 20 электродвигателей в четвёртой. Но не все операции осуществлялись автоматически. Загрузка на элеватор и транспортёр осуществлялась вручную, при помощи матросов. Каждую башню обслуживало около 68 человек, а прицельная стрельба осуществлялась на 32 километра. Это как из моего родного посёлка Кузино можно стрельнуть примерно в Билимбай или в Подволошную и снаряд гарантированно долетит!

Крейсер «Михаил Кутузов»

На палубе находится ещё один интересный предмет. Долго думал, что это за устройство, которое передвигалось по небольшим рельсам. Как оказалось, это обычная морская мина. На крейсер можно было погрузить от 60 до 130 штук, в зависимости от их типа и назначения. Все они находились на палубе на миниатюрных рельсах. Если приглядеться, то на предыдущей и фотографии снизу можно разглядеть следы от демонтированных рельсов. Экскурсовод сказал, что их убрали специально для безопасности посетителей, так как из-за них был разбит ни один нос и не одна коленка. Примерный вес мины составляется более 700 килограмм, а для того, чтобы отправить её за борт, нужно было не менее 18 человек. Мина подкатывалась к краю палубы и скидывалась в воду, где после ожидала своего звёздного часа.

Крейсер «Михаил Кутузов»

Каждая экскурсия начинается возле колокола, именуемого у моряков рындой. Экскурсовод рассказывает историю крейсера и затем демонстрирует удар в рынду. Экскурсовод ударил не со всей силы, но по ушам ударило прилично. Как он рассказал далее, звон корабельной рынды слышен в радиусе 14 километров в открытом море. Для справки, такой колокол отлит из сплава серебра и бронзы, а его вес составляет более 80 килограмм. Что больше веса среднестатистического человека, читающего мой блог! 😀

Крейсер «Михаил Кутузов»

Одним из серьёзных вопросов на крейсере была организация противовоздушной обороны. Для этого было установлено 16 советских зенитных установок В-11. Конструкция которых состоит из двух сдвоенных автоматических пушек 70-к по 37 миллиметров каждая. Обладает скорострельностью по 180 выстрелов в минуту на ствол. Для предотвращения перегрева при интенсивной стрельбе была предусмотрена охлаждающая система. Установка могла поразить воздушную цель на дальности до трёх километров, в надводную до четырёх километров.

Крейсер «Михаил Кутузов»

Помимо зенитных орудий на крейсере было установлено шесть башен СМ-5-1 с двумя 100 миллиметровыми орудиями. Предназначаются не только для поражения целей на море и берегу, но и в воздухе.

Крейсер «Михаил Кутузов»

После небольшого хождения по палубам, мы наконец-то спустились внутрь корабля. Экскурсовод то и дело бегал и ругался, чтобы нигде не споткнулись, не ударились головой и вообще не отставали. К моему великому удивлению, удалось сделать несколько удачных кадров с рук в темных помещениях.

Недолгого блуждая по коридорам, попали в офицерскую кают-компанию. Тут, у меня получилось сделать только одну фотографию хорошего качества. Во времена, когда крейсер находился на военной службе, в эту кают-компанию допускались только 72 офицера и пять вестовых (обслуживающий персонал на флоте).  По корабельному уставу, в данном помещении можно было курить только с шести до десяти вечера.

Крейсер «Михаил Кутузов»

Далее мы пробежали быстрым ходом мимо кают капитана и двух медицинских помещений. На сколько я понял, одно из них помещение хирурга, второе терапевта. Помимо этих двух врачей был ещё стоматолог. Все несложным операции врачи могли провести прямо на корабле, а потребности в серьёзных операциях не возникало. На просторах интернета видел экскурсии, в которых были показаны ходовая рубка и каюта капитана, но мы к сожалению туда не попали.

За то увидели элитный кубрик матросов. Почему элитный спросите? А всё потому, что он рассчитан всего на 27 матросов и имеет иллюминаторы. Все остальные кубрики находятся на палубах ниже, где иллюминаторы отсутствуют. Кубрики на корабле имеют вместительность от 24 человек до 70 в каждом.

Спальные места трёхуровневые. Обычный человек увидит всего две койки, но рундук под кроватью (сундук у которого поднимается крышка) тоже застилался и являлся спальным местом. Само собой, это место являлось не престижным и там спали в основном новички.

Столовая для матросов на крейсере не предусматривалась, они питались прямо в своих кубриках. На шесть-восемь человек назначался бочковой, который шёл на камбуз и получал бочки под первое, второе, чайник и приносил в кубрик. Там матросы обедали за раскладными столами, которые устанавливались в проходах.

Крейсер «Михаил Кутузов»

Обо всём остальном вооружении я подробно рассказывать не буду, долго это и муторно. Думаю, многим это будет не интересно, а тем, кому интересно почитают об этом в интернете и расскажут нам об этом в комментариях. Единственное, что могу сказать, шары на мачте, которая изображена на третьей фотографии – это антенны для космической связи. Если я не прав, то обязательно поправьте меня. Также где-то на мачтах расположена базовая станция одного из местных операторов связи.

Предлагаю к вашему просмотру несколько видеороликов о крейсере «Михаил Кутузов». Первый видеоролик от создателей компьютерной игры World of Warships, посвященной военным действиям на море.

Съёмка с корабля во время залпов. Было произведено несколько залпов, плюс произошла осечка, но её быстро устранили. Залпы на столько мощные, что где-то вдалеке на берегу срабатывает автомобильная сигнализация.

Мой рассказ прекрасно дополнят три документальных фильма, которые прикрепил снизу. Первое видео взято с канала MySTIC channel.

Второе видео взято с канала «Новороссийский Информационный», в котором не мало старинных видеофрагментов из фильма, который снимался при участии крейсера.

И третье видео с канала «Кубань 24». Этот репортаж об крейсере и о том, что Новороссийск может лишиться его, так ли это, узнаем из этого видео репортажа.

Видеоролики на момент написания статьи, ещё не посмотрел, но уверен, что они будут интересны многим, кому понравилась эта статья. После публикации обязательно вместе с вами посмотрю.

Если у вас нет возможности попасть на корабль, обязательно прогуляйтесь рядом с ним. С берега можно рассмотреть все основные элементы, а из моей статьи и видеороликов можно узнать, что внутри! Цена на посещение примерно в районе 200-500 рублей, фотосъёмка оплачивается отдельно. Цену лучше уточнять прям перед экскурсией, так как из года в год она меняется.

Крейсер «Михаил Кутузов»

Где находится крейсер «Михаил Кутузов»

Крейсер находится в порту города Новороссийска, в конце улицы Новороссийской Республики, возле речного вокзала. Также рядом находится набережная возле Форумной площади. Думаю, по карте всё будет ясно! 🙂

Неужели я написал эту статью, то времени не хватало, то мысль не шла, то лень было… Но самое главное собрался мыслями и дописал. Все появившиеся мысли и пожелания обязательно оставляйте в комментариях. На этом всё, до скорых встреч! 🙂

Самая известная достопримечательность города героя Новороссийска. Фотоотчёт с экскурсии + несколько интересных видео.

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:


С вами был, Андрей Шадрин!

Для подписки на обновления в моем блоге введите Ваш электронный адрес:

Вам также может понравиться...

40 комментариев

  1. Валентина:
    Андрей, интересная статья получилась. Признаюсь, сначала я думала, что эта тема мне не понравится, но, когда пошло описание вооружения, ты сделал это настолько интересно, что даже я — женщина, зачиталась. Цифры впечатлили.
    И ещё, не подумай, что я зануда, но проверяй получше орфографию. Всё таки ты уже преподаватель, как говорится, по статусу положено писать грамотно. Удачи.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Рад, что вам понравилось! По поводу орфографии проверил для начала сам… Потом проверила мой редактор! 🙂 Но всё равно некоторые опечатки проскальзывают к сожалению…
      Ответить
  2. екатерина:
    Когда отдыхала в Анапе, то из Анапы ездила специально в Новороссийск посмотреть на военные корабли. Михаил Кутузов произвел впечатление. Вспомнилось)
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      А на нем на экскурсии были? Очень интересно было внутри побывать! 🙂
      Ответить
  3. Иван:
    Спасибо за замечательный рассказ. Познакомили с историей. Слышал о корабле, но без таких подробностей.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Видеозаписи интересные, они очень дополняют мой рассказ! 🙂
      Ответить
  4. Ирина:
    Андрей, Вы , кроме того, что великолепный фотограф, ещё и хороший рассказчик… Вместе с Вами побродила по крейсеру, мне было проще — я никуда не спешила и рассматривала всё с интересом ))) Гордо так мне за крейсер, за то, что память о великом полководце почитается и живет вместе с кораблем. Название корабельного колокола я знала, но как может звучать рында, представила, услышала вместе с Вами. Очень интересные ролики, даже, если не все могу оценить, просто по-женски ))) Наша история жива, пока мы интересуемся ею, спасибо Вам, что пробуждаете этот интерес.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Рад, что вам понравился пост! Крейсер действительно классный, жаль что получилось его пробежать второпях. Жаль что все остальные крейсеры из этой серии либо затерялись, либо распилены на металлолом.
      Ответить
  5. Ирина:
    Успехов Вам в этом благородном деле!
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Спасибо! 🙂
      Ответить
  6. Федор:
    Я -пацифист и мне не очень интересует оружие ,а вот прочесть о большом «корабле» было очень интересно. Некоторое недоумение вызвало что в советские времена классифицировали корабли как»проекту 68-бис (классификация НАТО)», сейчас ведь не самое лучшее время для таких высказываний (это как бы для вас намек -перепишите ,ведь сейчас массовый психоз и американофобия -вдруг кому нибудь не понравится…).
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Думаю никакого особого психоза эта фраза не вызовет. Больше скажу, вся классификация сотовой связи разрабатывается в Америке, так что, теперь отказаться и от телефона?
      Ответить
  7. Римма:
    Город Новороссийск окружен великой историей. А крейсер » Михаил Кутузов» — памятник под открытым небом. Памятник славы. Да, его называют музеем. Может я как-то не так выразилась, но именно такие ассоциации вызвала у меня статья и фотографии. Сказать, что шикарно — это ничего не сказать. Мне понравилась сама тема, стиль изложения, художественность текста. Спасибо, автор)))
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Крейсер действительно обладает большой историей, поэтому мы и отправились с женой посмотреть на этот славный крейсер.
      Ответить
  8. Костя:
    я бы очень хотел попасть туда. вот отдыхал в Одессе но там такого нет. очень интересно как это стоять за штурвалом такой огромной машины.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      К сожалению к штурвалу мы не попали, поэтому я тоже хочу там побывать! 🙂
      Ответить
  9. Александр:
    Все же есть что то завораживающее в военной технике. Некая надежность что ли. Уверенность, что в эту ночь не перейдут самураи, гранинцу у реки. Давайте гордиться нашей славной военной историей.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Главное, чтобы новая техника развивалась, а не стояла на месте! 🙂
      Ответить
  10. Ольга:
    Здравствуйте!Мы с мужем тоже были проездом в Новороссийске.Очень хотелось попасть на экскурсию на крейсер «Михаил Кутузов»,но к сожалению, так и не дождались, пока наберется нужное количество человек для экскурсии.Очень грустно конечно, что разрешают подняться на крейсер только в составе группы..Спасибо за ваш подробный рассказ и интересные фотографии ,как будто тоже там побывали!
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Так и знал, что не зря написал! Рад, что вам понравилось! 🙂
      Ответить
  11. Нина Александровна:
    Андрей вы кудесник, такая подача материала что читается на одном дыхании. Пока до конца не дочитала и все материалы не просмотрела не смогла оторваться. Отличные фотографии. А за бывший флагман я рада, он отслужив положенное ему время все еще востребован и это радует. Любой желающий может войти и все посмотреть и пощупать.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      После прочтения, обязательно посмотрите видеозаписи, в них ещё много информации по этому крейсеру.
      Ответить
  12. Константин:
    Очень даже познавательно. Не думал что меня заинтересует эта статья… Обязательно съезжу в Новосибирск… Рассказ отменный! Теперь стану больше времени уделять истории!
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Обязательно съездите, очень интересно!
      Ответить
  13. Марина Слюсар:
    Габариты впечатляют! Длина 210м, ширина 23м, высота 52,5м, как 22-этажный дом с которого 9 этажей под водой. 18тис тонн веса. Огромный кораблик! Многие хотели во времена перестройки распилить его и пустить на переплавку. Благодаря отважным морякам, которые дошли до Б.Ельцина, удалось сохранить такую достопримечательность Черноморского флота. В Одессе мне не раз приходилось видеть разные корабли. Но они по сравнению с крейсером «Михаил Кутузов» — крохи. Спасибо за обзор и отличный рассказ. Хорошо подобрано видео. Нам с сыном понравился документальный фильм с канала MySTIC channel.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Крейсер действительно величественный. Считаю, что не зря там побывал. А вот до видео я не добрался ещё к сожалению, но скоро тоже посмотрю! 🙂
      Ответить
      • Марина Слюсар:
        Читала, если поднялся на крейсер или какой другой корабль обязательно надо потереть рынду и загадать желание. Вы загадывали? 😉
        Ответить
        • Андрей Шадрин:
          Увы, мы об этой примете не знали((
          Ответить
  14. Алексей:
    В познавательном плане статья просто чудесная. Всё же использование столь впечатляющих размеров музейный экспонат, да ещё с не бывало устрашающей оружейной начинкой не оставляет у посетителей никаких иллюзий, что военные столкновения это не компьютерные развлекашки.
    Ответить
  15. Марина:
    Отличная экскурсия для меня получилась. Я не разу не поднималась ни на один борт корабля. Живу далеко от моря. А с вашим обзором, прогулялась по такой величественной махине. Корабль впечатляет своими размерами.
    Ответить
  16. Иван Ярошенко:
    Спасибо очень интересная статья с красивыми фотографиями. Хочу также заметить, что проект «68-бис» это советская классификация, а не натовская. Также можно отметить, что крейсера данного проекта не были первыми кораблями которые покинули омываемые морями территории Советского союза, так как уже в 30-х годах 20 века были океанские походы советских кораблей. А так прочитав статью и посмотрев фото будто сам на корабле побывал, что в настоящее время никак не получается, а очень бы хотелось.
    Ответить
  17. Fotinija:
    такие рассказы и поддерживают патриотизм, гордость за историю нашей страны. Замечательно, что у вас, Андрей, сложился круг читателей, которым небезынтересна история своей страны, замечательно и то,что вы находите все новые и новые адреса для публикаций. На крейсере я с дочерью была около 6 лет назад,рынду мы потерли, но вот желание,увы!,успело забыться.
    Ответить
  18. Миша:
    Добротная статья, много полезной информации. Я когда-то, давно, один раз был в Новороссийске, но мало что удалось посмотреть. Было бы интересно самому походить, посмотреть корабль. На военных кораблях мне бывать не доводилось.
    Ответить
  19. Виктория:
    Согласна с Ириной, как будто сама побывала на экскурсии. Спасибо. Крейсер даже на фотографиях поражает размерами и какой-то мощью. Наверно, рядом с ним вообще чувствуешь себя карликом. Так много различного оружейного инвентаря, а вот морскую мину я раньше ни разу не видела, огромная такая. А еще стало жаль матросиков… На вашей фотографии такие кровати у них неприглядные, железные, подвесные. Представляю, как это все шатается во время плавания.
    Ответить
  20. Вера:
    Очень интересная статья. Мне нравится как Вы пишите. Множество качественных фотографий и хорошо написаный текст создают чувство, что я сама побывала на экскурсии там. Мощь этого корабля просто потрясает. Приятно осознавать что наша держава владела таким гигантом.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      Если будите в Новороссийске, обязательно посетите это место. Очень интересно там!
      Ответить
  21. натали:
    Красивый крейсер, который олицетворяет мощь российского флота. Удачные фотографии охватили и палубу и каюты и орудия, установленные на крейсере. Зенитные установки и башни СМ-5-1 очень впечатляют. Хорошая и интересная статья, я как будто побывала на экскурсии.
    Ответить
  22. Валера:
    Спасибо, всё очень подробно и очень интересно описано и сфотографировано, как будто сам там побывал. Вооружение крейсера — это что-то! Помню в детстве посчастливилось побывать на «Авроре» — впечатлений было — море. В Севастополе (ещё при Украине) военные корабли КЧФ можно было посмотреть только посредством морских прогулок, что сродни мытью в одежде)). Может удастся ещё в этой жизни выбраться в Новороссийск и детям показать эту красоту.
    Ответить
  23. Наталья:
    Наша экскурсионная группа из Анапы и Витязево посетила корабль 01.07.2016г. На корабле дали время сфотографироваться, проникнуться мощью крейсера, походив по палубе. Экскурсию вели 2 экскурсовода: начинал и заканчивал Александр Викторович, а по трапам и этажам нас водил Владимир Васильевич. Рассказ был очень интересный. Впечатление осталось настолько сильным, что я уже посоветовала практически всем своим знакомым в Балашихе посетить эту экскурсию и всем своим друзьям на своих страницах в соц. сетях. Я даже не решилась добавить другие фотографии с пляжа и других экскурсий в альбом «Новороссийск», рука не поднялась. Реально понятно, что живёшь под мирным небом благодаря тому, что кто-то в боевых и экстремальных условиях плавает вот на подобных крейсерах.
    Ответить
    • Андрей Шадрин:
      На самой палубе тоже дали походить. Но хотелось бы больше времени во время самой экскурсии. А то галопом по Европам получилось… Но бродя во время экскурсии по кораблю тоже прониклись всей атмосферой и его мощью. Очень хороший крейсер, жаль что его братьев постигла худшая учесть((
      P.S. посмотрел на ваши фотографии в ВК и снова захотелось там побывать! =)
      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *