Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Добрый день дорогие друзья. 

Давние читатели блога знают, что мы с женой не коренные жители Екатеринбурга. Я родился и вырос в посёлке Кузино, жена с Нижней Туры. С 2009 года живем в Екатеринбурге, и за это время мы не раз пробегали мимо этого музея по пути в родные края. Но к сожалению не было времени посетить данный музей. Максимум, что у нас получалось, это посмотреть скульптуры, установленные перед зданием музея. Но благодаря отпуску, мне удалось посетить данный музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Собственно первый пост в своём блоке после двух годовалого молчания посвящен музею, приятного чтения. 

История музея Свердловской железной дороги

В 1874 году во времена ещё Российской империи построили Уральскую горнозаводскую железную дорогу между городами Екатеринбург и Пермь. Строительство производилось на деньги частного консорциума с участием местных промышленников, «Общество УГЖД» под управлением В. Кокорева и П. И. Губонина. На конечных станциях по проекту архитектора Петра Павловича Шрейбера в 1878 году построили здания вокзалов, которые сохранились и по сей день.

После постройки современного здания вокзала Екатеринбург-Пассажирский в 1914 году, здание старого вокзала было отдано под нужды военных. Использовалось только для принятия и отправки поездов для перемещения вооруженных сил по стране.

В 2003 году благодаря творческо-производственному объединению «Екатеринбургский художественный фонд», проведена комплексная реконструкция и реставрация здания. Здание вокзала превратилось в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, объект культурного наследия России.

Д. Н. Мамин- Сибиряк в своём очерке 1881 года описал вокзал:

«Самое здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, массивная дубовая мебель, словом, все на широкую ногу».

Внешняя экспозиция

Осмотр музейной экспозиции начинается снаружи здания. По замыслу Екатеринбургского художественного фонда, на площади перед зданием музея расположились скульптуры и экспонаты, посвященные «железнодорожным профессиям» разных эпох. Авторы скульптур стали местные скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев. 

Непосредственно перед входом в музей и по центру площади расположилась скульптурная группа «Пассажиры». Которая иллюстрирует жизнь пассажиров на вокзале. Только дома, когда писал текст мне стал понятен сюжет этой скульптуры. Она изображает мать с ребенком торопящихся на посадку или на выход с железнодорожного вокзала. Отца, несущего тяжелую ручную кладь и велосипед сына, и невольно засмотревшегося на спящую пассажирку на своём багаже.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Справа от «Пассажиров», расположилась скульптура «Женщина с кувалдой», которая прекрасно сочетается с экспозицией «тупика» железнодорожных путей. Скульптура символизирует тяжелый женский труд, на тяжелых мужских работах…

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Образец железнодорожного шлагбаума и недавняя новинка будка смотрителя переезда. Если по поводу будки не прав, поправьте меня пожалуйста в комментариях. Будка была временным экспонатом для мероприятия ночь музеев.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Доминант уличной экспозиции вертикальный паровой котёл. Устанавливался на малогабаритной железнодорожной технике, типа крана Я-45 или ПК-6.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Ещё один высокий экспонат — Семафор. Механической устройство сигнализации для подвижных составов на железных дорогах.

Устройство семафора простое, он состоит из металлической мачты, на которой расположены сигнализирующие крылья, в данном случае два. В некоторых системах к данным крыльям прикреплены светофильтры с цветными стеклами. Изменение положения крыльев и огней происходит при помощи сигнальных приводов, состоящих из лебёдки и гибкой тяги.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

За семафором расположились две вагонные тележки на рельсах. Одна старая, с откидывающимися крышками букс, другая современная. Вагонная тележка — это основной элемент ходовой части вагона и представляет собой поворотное устройство, на которое опирается кузов вагона. К слову первые подобные вагоны с поворотными тележками появились в Великобритании в 1874 году, другими словами параллельно строительству данного музея.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Справа от входа в музей расположилась скульптура «Станционный смотритель». Это начальник станции, который собрался оповестить пассажиров об отправлении поезда.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

С другой стороны, от входа, расположилась скульптура «Проводница», которая разносит пассажирам чай во всем знакомых фирменных подстаканниках. 

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Ещё одна интересная экспозиция, «Путейцы». В простонародье называется «Толстый и Тонкий». Рядом с ними тележка со шпалами. Кстати, шпалы пропитаны креозот, запах знакомый с детства. Отец тоже работал путейцем на местной станции. Летом постоянно отправляли на перегоны на ремонт путей. Оттуда он возвращался пропахший этим запахом, от которого приходилось долго отмываться…

Позади скульптуры расположен экспонат «Водоразборная колонка для паровоза», гидрант для заливки кипятка в котел паровоза, раньше такие стояли на каждой станции. Даже я застал в своём родном посёлке =)

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Архитектурный вазон. Одна из мраморных ваз, которые изготовлены в честь открытия ветки Екатеринбург-Верхний Уфалей-Челябинск в конце 19 века и установлены на станциях.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

На здании музея расположена плита с экскурсом в историю, который я описал выше. Плюс информация, что по просьбе ветеранов труда в память строителей и эксплуатационников российских железных дорог на Урале здание передано под экспозицию музея Свердловской железной дороги. Под плитой хранится обращение работников железной дороги к труженикам следующего поколения. Капсула с обращением заложена 17 октября 2003 года при открытии музея. Вскрыть 17 октября 2028 года.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Внутренняя часть экспозиции

Внутренняя экспозиция условно разделена на две тематические части: историческая и техническая. В исторической тематике рассказывается от периода создания первого паровоза в России нижнетагильскими крепостными Черепановыми, строительства Горнозаводской и Пермской железных дорог до современного периода. А техническая часть поможет разобраться и проникнуться тем, как устроена железная дорога и эксплуатируемая на ней техника.

При входе в первый зал, расположен макет первого паровоза Черепановых. Как и говорилось выше, данный паровоз создан в Нижнем Тагиле. Макет изготовлен не в натуральную величину, а в масштабе 1:2.

Отдельно стоит обратить внимание на брусчатку на полу, интересно смотрится в музее. Экспозиции разделяют между собой кованые перегородки. Любителям поизучать старинные фотографии и документы, есть где разгуляться.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

В музее представлено множество макетов, как железнодорожной техники, так и сопутствующих устройств. На фотографии ниже изображен макет Паровоза О (Основной). Массово произведённый паровоз в период с 1890 по 1915 года и ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Дальше в экспозиции нас встречает дама с собачкой и багажом. Думаю, некоторые сразу вспомнили стихотворение Маршака С.Я.?

«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».

Если не вспомнили, обязательно освежите в памяти. Довольно поучительное стихотворение. 

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Ниже представлены средства связи, которые применялись на железной дороге в разные года. Справа представлены средства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), простым языком светофоры.

Коричневый аппарат слева внизу фотографии это электрожезловый аппарат. Таким аппаратом регулировалось движение на однопутных участках пути. Чтобы ограничить въезд для поездов на перегон, если там уже находится поезд. Работал данный аппарат совместно со светофором или семафором, который вы видели на фотографиях выше.

Суть работы следующая. Перед заходом на перегон со станции, машинист передаёт жезл с названием перегона дежурному по станции. Дежурный закрывает вход на перегон при помощи светофора или семафора. Жезл, который передал ему машинист вставляет в данный аппарат и проворачивает ручку слева. Звонит на следующую станцию и просит принять поезд. Затем проворачивает ручку у другого аппарата, достаёт жезл и возвращает машинисту. Аппарат заблокирован до тех пор, пока машинист не передаст данный жезл дежурному по следующей станции. Вскоре из-за ненадёжности, данную систему заменили на автоматическую блокировку.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Рабочий макет рабочего места машиниста грузового локомотива. Напротив макета установлен экран, на котором транслируется видеозапись урока, где объясняется последовательность действий, чтобы привести в движение электропоезд. При желании можно повторить на макете все действия, которые рассказаны в видеоролике.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Макет тепловоза ТЭП60-002. Масштаб 1:10. У подножия макета расположились буфера и ручная сцепка простейшей конструкции. Такие автосцепки давно не используются, на данный момент используются автосцепки типа СА-3, которые хорошо себя зарекомендовали.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Мой взгляд, как велолюбителя первым делом зацепил вот такой велосипед. Данный велосипед изобрел Н.А. Фон Ренкуль, а использовался он жандармской полицией для патрулирования станций и участками между ними. Вот так вот следили за общественным порядком. =)

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Стрелочный перевод. Перевод с одного пути на другой производился при помощи специального рычага. Который переключается при помощи переноса веса с одной стороны на другую. В детстве даже сами пробовали переключать такие стрелочные переводы возле заброшенного депо. Сразу скажу, что обязательно возвращали в обратное состояние, чтобы потом не получить леща от местных машинистов. =)

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

На следующей экспозиции представлены образцы рельс (справа) и железнодорожные прокладки между рельсой и шпалой. Даже представлены варианты этого крепления. По центру расположен шкаф для инструментов путейцев, в котором представлены кирки, фонари, кувалды. Всё это не раз видел, так как вырос в семье железнодорожника. Кстати в мои года, было довольна круто достать из таких фонарей цветные стёкла и использовать как фильтры для своих самоделок. Тоннель на фотографии похож на заброшенный Дидинский тоннель.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Центром первого зала является огромный действующий макет железнодорожных станций Верх-Нейвинск и Ревда. На нём продемонстрированы как паровозные, так и электровозные тяги. Ребята, которые сделали такой макет, проделали огромный труд, так как воссоздана точная копия вокзалов, путей и железнодорожной техники.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

ДПМ-III и пульт управления. Верхняя часть — щит энергодиспетчера, а нижняя пульт управления энергодиспетчера.

Это основные части комплекса ЭСТ-62 (электрическая система телеуправления 1962 года разработки). Разработан ЦНИИЭТИ п/р проф. Сухопрудского и Овласюка. Серийный выпуск 1965 года. Данный щит установлен в 1974 году на Шалинском энергодиспетчерском пункте Свердловск — Шаля. Выведен из эксплуатации в 2003 году по причине устаревшей технологии и замены на современные компьютерные.  Комплекс предназначен для управления энергодиспетчерских объектов энегоснабжения: тяговых подстанций, постов секционирования, пультов параллельного соединения и групп разъединителей.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Макет тяговой подстанции 110/10/3,3 кВ. Поражает максимальная точность элементов.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

А этот желтенький миньон — электропогрузчик ЭП-103, оборудованный квантователем для рулонов бумаги и бочкотары.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Ниже представлено рабочее место дежурного по станции и тот коричневый аппарат со специальными жезлами, который описывал выше. А также представлены небольшие, но нужные вещи: фонари и противооткатные башмаки. Такой башмак ставят под колёса вагонов и запирают для надёжности на замок, чтобы вагоны никуда не укатились.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Ниже представлены ещё некоторые путейские инструменты, тачка-«медведка» для ручной перевозки грузов, каски, сигнальный жилет путейца (в простонародье желтушка) и костюм начальника станции (если ошибаюсь, то поправьте меня, пожалуйста).

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Кто-то ещё помнит такие справочные автоматы? Я подобное в детстве припоминаю, но это не точно =) Смутно помню, как нажимал кнопки, и таблички меняли друг другу. Если вы застали эти времена, поделитесь впечатлениями в комментариях. Снизу представлены билетопечатающие автоматы, а слева на стеклянных витринах хранятся образцы билетов, напечатанных на автоматах.

Справа на фотографии реконструированное купе поездов 30-х годов. Круто выглядит, прям декорации для съемок фильмов. Ставь камеру и снимай!

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

На одной из стен расположен станционный колокол. В который станционный смотритель ударяет от одного до трёх ударов. Один удар — подготовка к посадке, два удара — необходимо занять свои места в вагонах, а три удара — отправление поезда.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Рабочее место инженера проектировщика. За такими местами инженеры сидели и чертили чертежи во времена, когда не было Автокада. 

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Макет конструкции 40-метрового пролёта моста через реку или другие преграда. Довольно непросто было рассчитать подобные конструкции.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Особо хотелось бы отметить макет вымышленного городского района «Левшандия». Макет построен студентами УрГУПСа, которые занимаются в клубе моделирования «Левша». На макете представлены миниатюрные дома, скверы, дороги по которым курсирует автобус. По железной дороге курсирует миниатюрный состав товарного поезда, которые проезжает через туннель.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Макет выполнен в масштабе 1:87, размер 1 на 1,6 метров. Ребята над макетом работали около полугода. Элементы инфраструктуры, подвижной состав сделаны из пластика, а рельеф местности выполнен из гипса, а затем был покрашен и озеленён. Оставлю тут видео с Е1, как работает городок, всё очень красиво выглядит.

На выходе ещё один макет. Это часть модульного макета станции Кордон. Сейчас макет ожидает ремонта и на данный момент в виде отдельных модулей, расставленных по музею.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Ну и напоследок, если пройти влево от музея, можно найти две водонапорные башни, объекты культурного наследия. Недавно отреставрированы и очень красиво выглядят. Если подняться на мост слева от них, можно посмотреть сверху на стоящие и проезжающие вагоны поездов. Сейчас довольно часто можно встретить электропоезд ласточка.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

С моста открывается вид на здание локомотивного депо, рядом с которым находится памятник-паровоз Эр и мемориал погибшим железнодорожникам. К ним можно спуститься по лестнице и рассмотреть по ближе.

Например Паровоз Л-4372, прибывает на станцию Екатеринбург-пассажирский на День Победы. А в паре станций можно посмотреть на музей железнодорожного транспорта.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

С другой стороны, расположен поворотный круг для разворота локомотивов. Поворотный круг действует и по сей день, на нём разворачивают одиночные секции 2ТЭ116 прибывшие из Егоршино.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Где расположен музей и цена билета

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги расположен по адресу ул. Вокзальная, 14 между центральным вокзалом и автовокзалом.

Цена билета:

  • Взрослый — 200 рублей;
  • Студенты, железнодорожники, пенсионеры — 100 рублей;
  • Дети от 7 до 18 лет — 50 рублей;
  • Фотосъемка — 50 рублей;
  • Почётные железнодорожники, ветераны труда, инвалиды 1 и 2 группы, многодетные, сотрудники музеев — 50 рублей;
  • Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, дети-сироты, дети до 7 лет — бесплатно;
  • Экскурсия — 50 рублей.

Музей открыт со вторника по субботу с 10:00 до 18:00, понедельник, воскресение выходной

Если Вам понравилась моя статья, или считаете её полезной и интересной, то обязательно поделитесь ей с друзьями в своих социальных сетях:


С вами был, Андрей Шадрин!

Для подписки на обновления в моем блоге введите Ваш электронный адрес:

Вам также может понравиться...

2 комментария

  1. Валентина:
    Андрей, приветствую! Рада, что снова начал писать посты в блог. Понравилось, как подробно всё описал. Я была в этом музее несколько лет назад, макета «Левшандия» тогда ещё не было. А «рабочее место инженера проектировщика» называется кульман, мне довелось на таком работать.
    Ответить
  2. Андрей Шадрин:
    Приветствую! =)
    Надеюсь для написания нового поста не уйдёт 2 года =)
    Во всяком случае на данный момент проделал большую работу по обновлению плагинов, wordress и прочей всякой мелочи. Надеюсь не зря…
    Левшандия появилась совсем недавно, ребята недавно этот макет сделали.
    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.